Широко представленный во многих музеях страны, в том числе во многих региональных художественных музеях России, Федор Андреевич Бронников в юности повторил поступок нашего великого соотечественника — М.В. Ломоносова. Семнадцатилетний Федор Бронников после смерти отца, своего единственного учителя рисования, из скромного городка Шадринска Пермской губернии с попутным обозом отправляется в Петербург. Проработав некоторое время «за харчи и одежду» подмастерьем у известного гравера Е.Е. Бернардского, Ф. Бронников при содействии известного скульптора П.К. Клодта (очевидно, юноша обладал не только стремлением учиться живописному мастерству, но и талантом) поступает в Академию художеств (1845), после окончания которой с большой золотой медалью (1853) пенсионером Академии уезжает в Италию.
С этого времени он живет в этой столь привлекательной для художников всей Европы стране до конца жизни. Известно лишь одно для него сравнительно длительное посещение России (1863—1865). Но, несмотря на это, Ф.А. Бронников находится в постоянной связи со своей родиной, регулярно посылая свои многочисленные картины в Россию. Большинство его картин несет внешнюю красоту и, следовательно, привлекает внимание любителей живописи. Он участвует в российских академических выставках, а с 1876 года, став членом Товарищества передвижных художественных выставок, — в экспозициях этого общества, его приглашают участвовать в росписи церквей российских посольств в Париже и Копенгагене.
Заканчивая жизнь, русский художник Федор Андреевич Бронников завещал свой капитал и многие свои произведения родному городу.
Федор Бронников родился в старинном купеческом городе Шадринске Пермской губернии в семье иконописца. Окончил Шадринское уездно-городское училище. Основам живописи обучался у отца, писал иконы и портреты горожан, занимался гравюрой на дереве. После смерти отца в 1843 году Бронников уехал в Петербург и поступил в ученики к известному ксилографу Е.Е. Бернардскому.
Работа гравером выработала у молодого художника великолепное чувство рисунка, натренировала его руку и глаз. В 1845-1853 годах он учится в Академии художеств у профессора А.Т. Маркова, который, видя бедственное материальное положение ученика, помогает ему деньгами, а затем добивается от академического совета ежемесячной стипендии в десять рублей. В 1851 году Бронников получил обе — Малую и Большую — серебряные медали за портреты с натуры и за картину «Возвращение Улисса в свой дом», в 1852 году — Малую золотую медаль за картину «Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне».
В 1853 году за икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость» Федор Бронников получил Большую золотую медаль и звание классного художника первой степени, которые давали ему право на заграничную пенсионерскую поездку за счет Академии.
В 1854 году он выезжает за границу и через Германию, Францию и Швейцарию приезжает в Италию, где в Риме к этому времени жили его товарищи по Академии: А.П. Боголюбов, А.Ф. Чернышев, Л.Ф. Лагорио.
Рим покорил молодого художника своей величественной красотой, и Бронников, по словам Боголюбова, «занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического». Среди них: «Гладиатор-славянин, умирающий на арене цирка» (1857), «Римские бани» (1858), «Духовная процессия в Италии» (1859), «Гораций читает свои сатиры Меценату» (1863), «Мозаичисты перед судом Трех в Венеции» (1866), «Алкивиад и Аспазия перед Архонтом» (1868), «Христиане перед смертью после так называемой «Вечери любви»» (1878), «Последний ужин мучеников» (1878) и другие.
Свои произведения художник демонстрировал на выставках Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок (его членом он был с 1876 года) и за рубежом. В 1863 году Бронников — профессор исторической живописи за картину «Чтение смертного приговора Тразею Пету» на сюжет из Тацита.
Состояние здоровья вынудило художника по окончании пенсионерской командировки навсегда остаться в Италии. Бронников поселился в Риме; на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья.
Бронников становится известным художником, а по образу жизни и привычкам — богатым итальянцем. Через некоторое время он женится на итальянке Марии Кармеле, урожденной Бедини.
В 1869 году он пишет картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Не менее силен был Бронников и в передаче мрачных настроений: образцом может служить его картина «Campo scellerato (Проклятое поле), место казни в Древнем Риме. Распятые рабы» (1878)».
Бронников обращался и к бытовым сюжетам из жизни современной ему Италии, во многом приближаясь к передвижникам. Таковы его работы: «У часовни» (1858), «Карнавал в Риме» (1860), «Старик-нищий» (1869), «Раздача пищи бедным перед монастырскими воротами» (1873), «Художники в приемной богача» (1876) и другие.
Федор Бронников также является автором превосходных портретов. Портретные работы мастера отличаются остротой психологической характеристики и замечательным живописным мастерством. К сожалению, Бронников-портретист не известен русскому зрителю, хотя в запасниках музеев России имеется большое количество портретных работ художника. Среди них несколько портретов его отца (1871), портреты художников К.Д. Флавицкого (1873), А.А. Иванова, А.П. Боголюбова, автопортреты, «Портрет дамы с книгой» (1888), «Еврей с монетой» (1890). В конце 1890-х годов художник писал небольшие жанровые картины и миниатюры — головки итальянок.
Несмотря на многолетнюю жизнь за границей, Бронников не порывал связи с Россией. Несколько раз он приезжал в Петербург и к себе на родину — в Шадринск, постоянно переписывался и встречался с русскими художниками, приезжавшими в Италию, а также организовывал выставки их картин в своей студии.
Работы Бронникова имеются во многих музеях России, но бульшая часть его наследия находится за границей — в музеях и частных коллекциях в Англии, Америке, Дании, Италии.
Произведения Бронникова — картины, эскизы, а также фотографии из личного архива, находившиеся в его мастерской в Риме, были завещаны им городу Шадринску и послужили основой созданной в нем картинной галереи (ныне она входит в состав Шадринского краеведческого музея). Большую коллекцию своих работ он подарил также Саратовскому художественному музею. Бронников умер в 1902 году и был похоронен в Риме на русском кладбище.
Бронников Федор Андреевич (1827-1902)
ТЕМЫ И СЕРИИ
— Античная история
— Пейзажи
— Итальянский быт
— Обнаженная натура
— Портреты
— Драматические сюжеты
МУЗЕИ
Шадринский городской краеведческий музей имени В.П. Бирюкова
Саратовский худ. музей
ГТГ, Москва
Вольский краеведческий музей
Брянский обл. худ. музей
Одесский худ. музей
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Пермская худ. галерея
Астраханская обл. картинная галерея
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. центр. музей муз-й культуры им. М.И.Глинки, Москва
Екатеринбургский музей изобр. ис-в
Иркутский худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск
Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск
Оренбургский обл. музей из. ис-в
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Северо-Осетинский респ. худ. музей, Владикавказ
Тверская обл. картинная галерея
Тюменский музей из-х ис-в
Херсонкий обл. худ. музей им. А.А.Шовкуненко
Частное собрание
Бронников Федор Андреевич