Ческий Иван Васильевич (1776-1813)
Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских граверов, во многом совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в 1793 г. попадают «по высочайшему повелению» в Петербургскую АХ, где обучаются гравировальному искусству у И. С. Клаубера.
После организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда в качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) они работают над серией видов Петербурга и загородных дворцов.
В 1800 г. братья Ческие получают звания назначенных: Козьма — за гравюру «Вид эскадры Черноморского флота», Иван — за «Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада».
В 1803 г. братья оставляют граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев, Козьмы Ческого, отличается высокими достоинствами и тематическим разнообразием. Он работал в классической технике резцовой гравюры на меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены гравюры к атласу путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу другого известного путешественника — Г. А. Сарычева, который в 1780-90-х гг. исследовал побережье Северо-Восточной Сибири и Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в гравюру живописные портреты (например, графа М. А. Милорадовича, 1800-е), сельские и городские пейзажи («Вид Александровской площади в городе Полтаве», 1808, с оригинала Ф. Я. Алексеева).
Однако лучшими среди его работ, несомненно, являются гравированные романтические виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина («Вид башни Пиль в Павловском парке», 1803, и др.). К сожалению, жизнь художника оборвалась в самом расцвете, и он не успел в полной мере реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150 гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре. Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина, относящиеся к серии работ, связанных с деятельностью граверно-ландшафтного класса: «Вид Каскада близ Шале в саду города Павловска», «Вид крепости города Павловска со стороны озера», «Вид Храма дружбы с Каскадом близ Шале в саду города Павловска» (все 1801-03) и др.
Совместно с А. Ф. Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию «Виды села Надеждина» (1800-е, с оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых пригородов Петербурга, носящей представительный, торжественный характер, виды Надеждина, имения князя А. Б. Куракина, более свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с эстетикой сентиментализма — направления, утвердившегося в русской культуре последнего десятилетия XVIII в. Вообще в творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры.
Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы — все это отражено в его гравюрах. Александру I, государю-строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам «Вид Биржи с Большой Невы» (с рисунка М. Ша-тошникова). Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой гравюры Ивана Ческого — «Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года». Художник награвировал также ряд портретов своих современников — героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской истории завершился со смертью Александра I.
Иван Ческий обращается к последним дням жизни русского императора, награвировав лист «Последние минуты пребывания императора Александра в Санкт-Петербурге», изображающий царя перед поездкой в Таганрог.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А, Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников.
Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам «Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова» (1817), «Идиллии Владимира Панаева» (1820), «Проза и стихи В. Филимонова» (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому «Евгению Онегину», помещенные в «Невском альманахе» за 1829 г.; с оригиналов А. П. Брюллова — иллюстрации к поэме «Домик в Коломне» (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова.
Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха «Северные цветы», издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции.
Ческий Иван Васильевич