Фонвизин Артур Владимирович (1882-1973)
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки.
В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена.
В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», Салонов «Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства».
В 1920-х гг. стал членом объединения «Маковец», преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.
На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (оба 1904).
Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.
Любимые его героини — актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глизер», оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия «Цирк», 1940-70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия «Песни и романсы», 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальном быте («Извозчики», 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги.
Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.
Фонвизин Артур Владимирович
Мы рады каждому обращению в компанию ART-CRITIC, и всегда готовы помочь Вам, быстро и выгодно продать антиквариат по рыночной стоимости в удобное для вас время! А также дать профессиональную консультацию искусствоведа по стоимости вашего предмета, если вам нужна оценка антиквариата!