Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы.
Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской Академии Художеств ( 1892-96), он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им.
Для развития живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения «Мир искусства» с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.
Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации — рисунки к «Каштанке» А. П. Чехова (1903), «Невскому проспекту» Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к «Горю от ума» А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя «Каштанку» и «Горе от ума», Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к «Невскому проспекту», он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики «Мира искусства», создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.
Иллюстрации к «Невскому проспекту» выполнены Кардовским для «Кружка любителей русских изящных изданий» и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства.
Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные эскизы, созданные для постановки «Ревизора» в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», роману «Война и мир», басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и «Петра I» А Н. Толстого, «Соть» Л. М. Леонова, знаменитого «Робинзона Крузо» Д. Дефо и другие произведения классической литературы.
Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников «Мира искусства», сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных «Картин по русской истории» для московского издательства И. Н. Кнебеля: «Привал в походе времен Петра I» (1903), «Заседание Сената при Петре I» (1908), «Солдаты Петра I» (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал картину «Петр I под Переславлем», а в 1927-м — «Петр I на Переславском озере».
Художник создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура. Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у художника еще в период обучения в АХ.
Вскоре после возвращения из Мюнхена он становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса — Вхутеина; в 1933- 34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что «задачи школы» всегда отделялись от «задач искусства». И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить «то, что идет от закона природы», то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, «который на основе природы» открывает сам, так как «понять этот закон в школе невозможно», — считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики — Д. А Шмаринов, Б. А Дехтерев, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпгина, П. М. Шухмин и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.
Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943)
Кардовский Дмитрий Николаевич