Садовников Василий Семенович

Садовников Василий Семенович
(1800—1879)

Василий Семенович Садовников был прежде всего сильнейшим рисовальщиком. Именно поэтому его виды Петербурга и его пригородов отличаются исключительной верностью передачи их архитектурных особенностей. Исполненные же в технике акварели большинство работ художника имели широкий интерес и спрос у зрителей.

Василий Садовников по рождению был крепостным княгини Н.П. Голицыной, которую «прославил» А.С. Пушкин в своей Пиковой даме. Вольную художник получил после 1830 года лишь после смерти своей хозяйки. Первые шаги в большое искусство Василий делал под руководством старшего брата, архитектора. В 1830 году самостоятельно создал получившую известность «Панораму Невского проспекта», акварельную работу длиной около 16 метров. В последующие годы учился в Академии художеств. В 1838 году получил звание свободного художника за работу «Перспективный вид лестницы Академии художеств с натуры». Фактически до конца продолжительной жизни В.С. Садовников оставался живописцем-перспективистом. Интересна его серия «Прогулки по Павловску», а также многочисленные виды столицы и других городов России, в которых художник побывал, много путешествуя.

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.

Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.

Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г.

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет… красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.

Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.
В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.

Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, — именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.

Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: «Тамбов».

Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет — активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.

Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Садовников Василий Семенович

Адрес
Москва,
Хамовнический вал,
дом 10.
+7 (968) 889-89-17
Отправить сообщение
Время работы
Ежедневно: 11:00 — 20:00
Выходной — воскресенье
ART-CRITIC © 2018 - 2024 / Все права защищены