Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)
Родился Л. И. Соломаткин в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, жил у чужих людей, терпел попреки и унижения. С тринадцати лет начал работать — был и погонщиком, и подпаском, и чумаком (торговцем-перевозчиком). Исколесив половину России, он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это отразилось потом в его творчестве. Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг.
Когда Соломаткин случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий — был бы талант, — он тотчас же отправился в старую столицу. Здесь, взяв под мышку свои рисунки, пошел он на квартиру Н. А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил Соломаткина у себя дома.
В МУЖВ-МУЖВЗ будущий художник поступил в 1855 г. и проучился там пять лет. За это время он приобрел профессиональные навыки, пользуясь уроками А. Н. Мокрицкого.
В 1861 г. Соломаткин отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и представил на академическую выставку 1861 г. картину «Охотник», а в 1862 г. за работу «Именины дьячка» получил малую серебряную медаль.
Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 г. картина «Славильщики-городовые». Жанровая сценка, изображающая показную набожность городовых, пришедших в дом замоскворецкого купца «славить Христа» и получить чаевые, передана художником с юмором. Резкий рисунок композиции сочетается с удивительно теплым, насыщенным колоритом, напоминающим пеструю раскраску народных картинок (это характерно для большинства работ Соломаткина). Картина была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором.
Однако успех не сделал Соломаткина счастливым. Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866 г., получив звание художника третьей степени. В произведениях «У питейного дома» (1867), «Постоялый двор» (1870), «Пирушка», «За пенсией» (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Сам прожив всю жизнь в нужде, он хорошо понимал своих собратьев. Этот чуткий художник, продолживший в русской живописи традиции П. А. Федотова, окончил свои дни в больнице для бедных.
Среди мастеров изобразительного искусства было и есть много таких художников, которые не изменяли избранной в начале пути теме, развивая ее в дальнейшем вглубь и вширь. Но даже среди подобных художников Леонид Иванович Соломаткин выделяется тем, что он как бы сливался с персонажами своих картин на протяжении всей своей творческой жизни. И поскольку жизнь его была тяжела в материальном отношении, то и писал художник людей обездоленных, не нашедших себя в современной художнику жизни, бомжей, по современной лексике.
Босяк в детстве и юности, испытавший все «прелести» сиротства и положения мальчика на побегушках, он и в Москву-то пришел пешком из города Николаева — столь велико было его желание стать художником. Очевидно, талант юноши оценили, потому что он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в течение шести лет (1855—1861) приобщался к живописи и общей культуре. Немного известно о личной жизни Л. Соломаткина: как он жил в Москве, чем зарабатывал хотя бы на пропитание. Известен факт из его жизни, когда, «спасаясь» от призыва в армию, Соломаткин переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Первым учеником он, естественно, не стал, но серебряные медали получил за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1866).
После окончания Академии и получения звания классного художника третьей степени (1866) Л.И. Соломаткин фактически исчезает из общественной жизни. Картины его появлялись, их даже выделяли П.М. Третьяков и В.В. Стасов, вспоминая при этом П.А. Федотова. К сожалению, вторым Федотовым Соломаткин не стал. Похоже, что оптимистичного в его картинах было больше, чем в жизни. Не удалось художнику оторваться от нужды и нищеты: он умер по достоверным сведениям в больнице для бедных.
Соломаткин Леонид Иванович