Б.П.Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской Академии Художеств (1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр — очень почетный в эпоху Николая I. Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И. Зауервейда.
Всю жизнь Виллевальде писал эффектные большие картины, посвященные историческим победам русского оружия, а также официальным событиям — торжественному открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву для коронации. Все же ему удалось и слегка подновить батальный жанр.
Он гораздо чаще, чем было принято до тех пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны (1817-64). Следуя общей тенденции своего времени и, очевидно, собственной склонности к бытовому реализму, художник старался по мере сил преодолевать помпезность и парадность.
Он часто выезжал на места боевых действий, набираясь впечатлений, необходимых для правдивого изображения реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих пристальнее вглядываться в происходящее («Эпизод из русско-венгерской войны», 1872; «Сражение при Быстрице», 1881; «Батальный этюд», «Голова военного», обе 1880-е, и др.).
В последние два десятилетия жизни Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813-15 гг.; здесь он с сочувствием и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями.
Виллевальде Богдан Павлович