Барановский фарфоровый завод

сер. 1950-х - 1957 гг.
сер. 1950-х - 1957 гг.
кон. 1930-х гг.
кон. 1930-х гг.
1957 - 1962 гг.
1957 - 1962 гг.
кон. 1930-х - 1946 гг.
кон. 1930-х - 1946 гг.
1962 - 1973 гг.
1962 - 1973 гг.
1946 - кон. 1940-х гг.
1946 - кон. 1940-х гг.
1973 - кон. 1990-х гг.
1973 - кон. 1990-х гг.
кон. 1940-х - нач. 1950-х гг.
кон. 1940-х - нач. 1950-х гг.
1973 - кон. 1990-х гг. Экспортная марка
1973 - кон. 1990-х гг. Экспортная марка
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг.
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг.
2000-е гг.
2000-е гг.
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг. Экспортная марка
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг. Экспортная марка
2000-е гг.
2000-е гг.
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг.
нач. 1950-х - сер. 1950-х гг.
ок. 1937 г.
ок. 1937 г.
1920 - 1922 гг.
1920 - 1922 гг.
кон. 1922 - 1923 гг.
кон. 1922 - 1923 гг.
1923 - сер. 1920-х гг.
1923 - сер. 1920-х гг.
сер. 1920-х - 1934 гг.
сер. 1920-х - 1934 гг.
1934 - 1937 гг.
1934 - 1937 гг.

Вторым украинским заводом, приступившим к выпуску художественного фарфора, стал завод в Барановке.

На Волыни, на левом берегу реки Случи, в 1802 г. было открыто большое месторождение каолина. В 1803 г. сюда приехали Михаил и Франтишек Мезер.

Барановка была частью имения магнатов Любомирских-Валевских. С ними М. Мезер подписывает контракт на создание фаянсово-фарфоровой фабрики, датированный 10  ноября 1803 г., и руководит заводом до 1825 г. После смерти фундатора М. Мезера фабрику возглавил его сын.

Изначально производство было ориентировано на местное сырье — в трех верстах от Барановки, около сел Старая Гутка и Городище, добывалась глина. Но самая чистая глина, пригодная для производства фарфора, добывалась в 14 верстах, в местности Бутырин. (Примечательно, что анализ глины, проведенный позже, в 1884 г., подтвердил ее высокие качества — она действительно не уступала «наилучшему чешскому и саксонскому каолину».) Изделия были очень хорошего качества, за это фабрике было дано право ставить герб на изделиях. Продукция и роспись аналогична Корецкому заводу, формы тоже часто берутся там же.

В 1845 г. предприятие отдается в аренду и становится лучшим в крае. Качество материала отличное, художественное оформление соответствующее. Выпускается посуда, вазы, десертные приборы.

В 1880 г. фабрика продана графине Казимире Грохопольской. Вместе с этим резко сокращается выпуск продукции, ее качество падает. В это время на фабрике работает только 16 человек. За ненадлежащее качество запрещено ставить герб на продукции.

С 1895 г. развитие завода связано с деятельностью богатого помещика Н. П. Грипари. Он покупает фабрику вместе с землей, посылает сына Петра стажером на одно из передовых в то время в Европе керамических производств — в Лимож (Франция). Оттуда же были приглашены специалисты по проектированию форм посуды, художники по росписи. Качество заметно улучшилось, завод успешно участвовал на нескольких выставках: в Венеции (1910), Риме (1911), Барселоне (1913), Лондоне (1913—1914).

Завод производит сервизы — чайные, кофейные, столовые, тарелки, аптекарскую посуду, изделия известны при дворе.

С 1895 до 1917 г. марка завода с фамилией Грипари.

В советские годы, в период строительства народного хозяйства (1920—1928), меняется стиль в выпуске художественного фарфора страны. С 1922 г. на новый путь встал и Барановский завод. Разрабатывается идейная тематика. Под руководством мастера-самоучки Мусия Романюка изготавливается сервиз для вождя. Делегация вручает его Ленину, и с этого года завод носит название «Барановский завод имени В. И. Ленина». С 1928 г. на марке завода появляется надпись «им. Ленина».

С 1930-х гг. на выпуске отражается новое течение — рисунки на советскую тему. Широко выпускаются тарелки, кружки, вазы с пятиконечной звездой, с эмблемой в виде серпа и молота, ярко алеют полотнища красных знамен… Очень популярны и фигурки на конкретные темы советской жизни.

В послевоенные годы (1945—1960) ассортимент увеличивается — чайные, столовые, кофейные сервизы, спортивные кубки, настольная скульптура, пудреницы, коробки, сувениры, масленки. Работает коллектив из более 20 скульпторов и живописцев. Над мелкой пластикой работают скульпторы: М. Криворукая, В. Покосовская, Д. Гоч. Пользуются спросом фигурки небольшого размера: «Якутка», «Негритянка», «Красная шапочка» В. Покосовской. До 1955 г. здесь работает О. Жникруп (после перешла на Киевский ф. з-д). Очень интересны ее «Первоклассница», «Русский танец», «Индийский танец». В эти же годы выпускается серия фигурок с национальной тематикой — скульптурная группа «Доярка и тракторист», «Девушка, разглядывающая кукурузу» Покосовской, статуэтка «Гуцул» Е. Санька. Выпускается серия миниатюр разных зверюшек. Очень удачные работы скульптора В. Сергеева «Утиная семья» (12 фигурок) — утка, селезень и десять утят.


Адрес
Москва,
Хамовнический вал,
дом 10.
+7 (968) 889-89-17
Отправить сообщение
Время работы
Ежедневно: 11:00 — 20:00
Выходной — воскресенье
ART-CRITIC © 2018 - 2025 / Все права защищены