Песочненская фаянсовая фабрика (Песочня)

/ Главная » Заводы » Песочненская фаянсовая фабрика (Песочня)

  Песоченская фаянсовая фабрика (ныне ЗАО «Кировский стройфарфор») была перепрофилирована из молотового горного завода владельцем Сергеем Ивановичем Мальцевым в 1853 г. Четыре десятилетия фабрика выпускала ограниченный ассортимент белой глазурованной посуды и бытовых изделий в количестве 40-60 тыс. штук на сумму до 150 тыс. рублей.

     В 1899 г. фабрику арендовало, а в марте 1911 г. приобрело ее в полную собственность Товарищество М.С. Кузнецова, определявшее развитие русской фарфорово-фаянсовой промышленности в конце XIX начале XX вв… В первые годы XX века на фабрике началась и продолжалась вплоть до национализации в феврале 1919 г. реконструкция производства по основным и вспомогательным цехам, превратившая ее в современное предприятие.

Значительно увеличились объемы производства: к 1914 г. выпускалось уже более 3 млн. штук изделий на сумму до 500 тыс. рублей. 

     В прейскуранте фабрики на 1914 г. значилось несколько сот наименований, а всего различных фасонов и величин изделий выпускалось 2900. Одних только многопредметных сервизов на 12 и 6 персон до десятка: столовый, чайный, кукольный гладкий и граненый, детский и др…

 Расширялся ассортимент посуды: кувшины, миски, салатницы, масленки, компотницы, фруктовницы, соусники, горчичницы, сухарницы, блюда круглые и вытянутые, лотки, доски сырные, конфетницы, подстаканники, судки, кружки, поддоны, приборы фруктовые, рыбные, картофельные.

     Учитывая рыночную конъюнктуру, Песоченская фабрика выпускала многообразные керамические предметы для бытовых нужд: рамки фотографические, бутылки, подсвечники восьми фасонов, пепельницы, цветники с поддонами, папиросницы, визитницы, градусники, коробки, приборы умывальные и туалетные, мыльницы, вазы для цветов и зонтов, ведра, стаканы для перьев, рукомойники, чернильницы, циферблаты для настенных часов, бонбоньерки (коробки для конфет) и другие изделия.

     Сильной стороной песоченского фаянса, как и всего кузнецовского фарфора и фаянса, был обильный и разнообразный декор изделий при высочайшем их качестве. В результате работы на протяжении десятилетий сотен мастеров-живописцев и отводчиков золотом определились устойчивые виды декора песоченских изделий: белый, отводка красным или золотом, ленты с золотом и без него, печать штампом по утельному черепку, пульверизаторская тень на 2-3 краски, трафарет, крытье с золотом, живописная разделка.

     Живописная разделка состояла в украшении изделий различными стилизованными элементами и композициями из растительного и реже геометрического орнамента. Такой орнамент в керамическом обиходе назывался «агашки», а мастериц называли «агашечницами», «живописками», «Агафьями». Вот имена некоторых мастериц-живописцев (по документам 1917 г.): Аграфена Ермакова, Александра Курочкина, Аграфена Пантюхова, Анна Лагузина, Ольга Ипатова, Ольга Кирютина, Анна Циркина, Матрена Твердюкова, Дарья Егоренкова, Евгения Туркина, Елена Орехова, Анастасия Семянищева, Анастасия Обухова, Федосья Ахова, Александра Бориванова, Елена Макарова и др… Среди мастеров живописного цеха было 27 мужчин, остальные — женщины.

     Мастерами художественного фаянса, которые расписывали индивидуальные, штучные изделия — медальоны, вазы, пасхальные яйца и другие — были в первой трети XX века Андриан Матвеевич Переборщиков, Михаил Иванович Снопов, Василий Алексеевич Куприанов,  В.М. Лабковский. Скульптором, а в 1920-х гг. заведующим скульптурным  отделением был Иван Спиридонович Бессмертнов.

     Ручная живописная разделка, кроме «агашки», состояла из следующих типов: прозолоть, манер, полнутра, и отличалась друг от друга белым или цветным фоном, золотой лентой по краю изделий и другими незначительными отличиями. В первые годы XX в. на Песоченской фабрике стала применяться декольмания, т.е. наклейка на изделия живописных сдвижных картинок, что позволяло имитировать в значительных масштабах старый художественный фарфор.

     В кузнецовский период в Песочне стал широко выпускаться художественный фаянс: медальоны 15 различных фасонов с лепниной, росписью и деколью, бюсты трех фасонов, камерные настольные скульптуры животных, пасхальные яйца и др., что стало заметным явлением русской художественной керамики.

     В 1920-30-е гг. на фабрике было создано немало произведений агитационного фаянса — медальонов, чашек, бокалов и ваз с сюжетной живописной росписью и агитационными текстами. Предположительно, их авторами также были A.M. Переборщиков, М.И. Снопов, М.А. Александров. В ограниченных объемах, но все же продолжалось изготовление мелкой пластики, в частности, была выпущена партия камерной скульптуры – бюсты артистов (Качалов, Москвин, Мейерхольд) в шаржированном изображении Кукрыниксов.

     Вторая половина XX в. на Кировском заводе стройфарфора в выпуске художественного и утилитарного фаянса и фарфора отмечена творчеством выдающегося художника-керамиста Евгения Сергеевича Никитина  (1929-1992),   который  за  сорок   пять  лет  работы   на  заводеразработал форму и эскизы росписи сотен изделий. Ряд этих изделий завод производил десятилетиями, например, бочата для солений и воды, наборы для питья, салатники т.п.. Многие тысячи вещей Е.С.Никитин расписал сам в художественном авторском исполнении. Неоднократно в художественном декорировании изделий, особенно заказанных к памятным датам, он использовал приемы, отработанные в агитационном фарфоре, — тексты и даты, сложные сюжетные композиции, насыщенное цветовое звучание и др..

     В 1990-е гг. в серийное производство были внедрены новые образцы изделий, разработанных художниками производственно-коммерческой фирмы «Фарфор» О.И. Лукашевой, С.П. Кадышкиной, Е.Н. Чуриловым, а также директором фирмы В.К. Иванюхиным и гипсомоделыциками Е.Е. Ермиловым и С. Воскресенским. Это различные фасоны ваз для цветов, цветники, графины, кувшины, наборы питьевые, бульонницы, блюда, набор для заливного, а также скульптуры «Глухарь» (настольная) и «Собаки бассет и ризеншнауцер» (настольные), подсвечники и сувениры-скульптуры малых форм. Ежегодно указанными мастерами, а также художниками Андреем Махровым, Еленой Бурносовой, Мариной Степичевой, Надеждой Доносовой, Ольгой Горош, Юлией Драницыной расписываются пейзажными и сюжетными композициями многие десятки напольных и настольных ваз, имеющих повышенный спрос на художественном рынке России.

     Особо следует отметить производство знаменитых изящных сухарниц четырех фасонов, изготавливаемых вручную мастерицами-плетельщицами, чье мастерство передается из поколения в поколение вот уже более столетия. Традиционно выпускаемые в трех разделах — живописной, золото с кобальтом, золото с  белым — эти изделия убедительно свидетельствуют как о глубоких традициях художественности и высокого вкуса, так и о преемственности навыков ремесла в художественном кировском промысле.

     С созданием в октябре 1994 г. дочернего предприятия — ООО ПКФ «Фарфор» в Кирове возобновлено производство изделий по образцам кузнецовского фаянса начала XX в., чья классическая простота и ясность форм уже давно сделали их «золотым» фондом отечественного декоративно-прикладного искусства. На сегодняшний день фирма производит более 100 видов изделий, большинство из которых декорированы рисунками и композициями в технике ручной росписи. Ограниченное употребление в декоре имеет деколь, а также штамп и трафарет.

     ПКФ «Фарфор» имеет статус предприятия народных художественных промыслов, присвоенный ему решением художественно-экспертного совета при администрации Калужской области 13 июля 1997 г.. В связи с изменением правовых норм этот статус был подвержен кировской фирме Министерством промышленности, науки и технологий РФ 17.12.2001 г. Одновременно были зарегистрированы образцы 91 изделия, производимых фирмой, в традициях кузнецовского фарфора признанного художественного достоинства.

     За полтора века производства на Кировском заводе стройфарфора (до 1936 года — Песоченская фаянсовая фабрика) изделий художественного и утилированного фарфора и фаянса, возникла и постоянно развивается устойчивая традиция в выработке новых форм на основе использования достижений художественной отечественной керамики, а также выработаны и совершенствуются определенные виды декорирования изделий, что  позволяет отнести производство художественного и бытового (посудного) фарфора фирмой «Фарфор» ЗАО «Кировский стройфарфор» к народному художественному промыслу, имеющему живительные корни и динамично развивающемуся в современных условиях. При количестве работников в 120 человек, фирма в 2002 г вышла на уровень производства в 420 тыс.шт. изделий, или 15 млн. рублей.

     Вместе с тем, сохранившиеся в коллекциях Кировского историко-краеведческого и других музеев, предметы песоченского фарфора (фаянса) XIXXX вв. представляют собой интересные памятники русской художественной керамики и в этом качестве составляют самостоятельный раздел историко-культурного наследия Песоченского (Кировского) края. Что касается перспектив развития художественного промысла, то они весьма радужны: спрос на кировские фарфоровые изделия устойчив, склады фирмы и товар распределяется по заказам на несколько месяцев вперед. Однако для того, чтобы предприятию не числиться, а быть действующим народным промыслом, необходимо в год запускать в серийное производство хотя бы 5-7 новых форм изделий. А так как этой работой — разработкой новых изделий и производством опытных образцов — занимаются по преимуществу указанные выше художники, полностью загруженные росписью сюжетных и пейзажных композиций на вазах и других изделиях, то по этой и ряду других причин обновление и расширение товарного ассортимента в фирме идет очень медленно, не поспевая за изменчивыми вкусами покупателей.

     Вместе с тем, насущными являются художественные поиски не только новых форм, но и новых образцов декора, увеличение сюжетного разнообразия орнаментальных элементов и композиций, создание мелкосерийных изделий с тематической росписью. Да и в целом, принятие фирмой «Фарфор» на себя звания преемника традиций кузнецовского фарфора налагает на современных производителей обязательство повышать «планку» художественности и творчески использовать достижения художников-керамистов советского времени, в первую очередь, Е.С. Никитина.