Продать российский фарфор

Продать российский фарфор

Из-за редкости фарфор прозвали «белым золотом», а изделия из него стоили баснословных денег. Купить и продать ювелирные изделия из золота было проще: металл хоть и дорогостоящий, но процесс добычи отлажен. А с фарфором все было иначе: китайцы так тщательно охраняли секреты производства, что материалу приписывали магические свойства.
Считалось, что фарфоровая посуда меняет цвет, если в нее помещают отравленную еду или питье, и это была одна из причин, по которой европейские монархи, в том числе российские цари, использовали китайский фарфор при дворе. Изделия из фарфора использовали для украшения дворцов залов, европейские монархи обменивались ими в качестве подарков. Порой ценой одной фарфоровой статуэтки были даже не деньги, а подданные – правители могли отдать за драгоценные изделия несколько десятков крепостных. Знатные дамы носили осколки фарфора как ювелирные украшения.

Фарфор в Российской империи

Фарфор в Российской империи

Русский фарфор имеет интересную историю, восходящую к временам Петра Великого (1672-1725). Император был очарован прекрасным китайским фарфором, который ему подарили, и хотел основать в России жизнеспособную фарфоровую мануфактуру. Однако выведать тайну производства не удавалось. Петр Великий безуспешно пытался получить секреты производства фарфора из разных источников. Рецепт, купленный за непомерную сумму у китайского мастера, оказался фальшивкой. После смерти Петра его дочь, императрица Елизавета (годы правления 1741-1761 гг.), продолжила осуществлять мечту своего отца. В 1744 году она выбрала барона Черкасова, главу своего императорского кабинета, руководителем создания фарфорового завода в Санкт-Петербурге. К сожалению, первым «экспертом» по контракту был Христофор Гунгер, который оказался высокомерным и неквалифицированным. Его уволили в 1748 году после того, как он произвел всего несколько плохо сформированных чашек и блюдец, мало похожих на изящные фарфоровые изделия. После должность занял Дмитрий Виноградов, хорошо образованный молодой человек, который очень серьезно относился к своим обязанностям. Во время своего ученичества Виноградов анализировал сырье, экспериментировал, чтобы найти правильный состав для фарфоровой пасты, и вел подробные записи своей работы. Этот научный подход стал ключом к производственному успеху, наконец достигнутому в 1751 году, когда была произведена небольшая группа табакерок. Вместо того чтобы получить признание и награду за свой успех, Виноградов постоянно подвергался критике со стороны Черкасова и содержался на заводе фактически в качестве раба. Черкасов отдал приказ, что, если Виноградов «… не проявит достаточной бдительности из-за собственного долга, он должен находиться под охраной возле печи все время обжига, даже если это влечет за собой его ночлег там». Позже Виноградова заковали в цепи и заставили читать тетрадь с записями вслух, подробно описывая технику изготовления фарфора. Возможно, именно тяжелые условия труда стали причиной того, что мастер пристрастился к выпивке. Пьянство и бессонные ночи сделали свое дело, и Виноградов умер 15 августа 1758 года в возрасте 38 лет. Перед смертью Виноградов довел качество русского фарфора до уровня любого фарфора того времени, производившегося в Европе. После его смерти фабрика продолжала работать по правилам и методам, введенным Виноградовым. Создавались табакерки, пуговицы, пасхальные яйца, трубки и другие мелкие предметы, но оригинальные печи не подходили для чего-то масштабного. Только в 1756 году, когда была построена большая печь, для императрицы Елизаветы был изготовлен первый императорский сервиз, позже появились и статуэтки. Хотя от Виноградова сохранились лишь некоторые изделия, его обширные заметки составляют основу современного российского производства фарфора. Работы тех лет очень редкие, если найти и продать антикварную статуэтку тех лет, можно заработать большие деньги.

Невская порцелиновая мануфактура

Имена меняются, качество остается

Изначально в стране существовал один завод – Невская порцелиновая мануфактура. С 1765 года он стал именоваться Императорским фарфоровым заводом, где создавали предметы декоративно-прикладного искусства только для царской семьи и ее ближайшего окружения. Завод претерпел новое переименование в 1917 году, когда была свергнута русская монархия. Теперь он стал известен под аббревиатурой ГФЗ – «Государственный фарфоровый завод», где начали производить тарелки и статуэтки с политической агитацией.
В 1925 году завод был снова переименован, на этот раз в честь Михаила Ломоносова, ученого, поэта и художника, внесшего свой вклад в совершенствование техники изготовления фарфора. В ЛФЗ начали производить коллекционные фигурки животных и новые модели сервизов. Один из давних бестселлеров фарфора – узор «кобальтовая сетка» с непрерывно пересекающимися изящными линиями синего кобальта и каплями с золотыми вставками. Вдохновением для узора послужил чайный сервиз для Екатерины Великой. Среди других популярных тем оформления посуды – цветы и пейзажи.
В 2005 году завод окончательно вернул себе дореволюционное имя «Императорский фарфоровый завод». Как бы не называли компанию, никто не оспаривает, что бренд был одним из мировых лидеров по производству фарфора, и стремится снова восстановить и укрепить свой статус. Чайные сервизы и статуэтки ручной работы, созданные в Санкт-Петербурге, известны далеко за пределами России.
Логотип компании менялся с годами вместе с названием, поэтому можно достаточно легко определить возраст фарфора на основе этой маркировки. Ранние модели имеют красную монограмму «ЛФЗ». В 2002 году цвет логотипа изменился на синий. На изделиях, изготовленных после 2005 г., имеется пометка «Императорский фарфор 1744 г., Санкт-Петербург» с гордым двуглавым орлом.

Великая октябрьская революция и судьба российского фарфора

Великая октябрьская революция и судьба российского фарфора

Когда большевики пришли к власти, было принято решение сделать фарфор доступным для масс. Раньше такую роскошь могли покупать только представители высшего класса. Новые проекты также отражали коммунистическую повестку дня и были формой пропаганды. Знаменитые художники, такие как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Борис Кустодиев и Кузьма Петров-Водкин, создали новые дизайны фарфора, вдохновленные революцией. Многие из таких изделий экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Большевики адаптировали производство под нужды Великой октябрьской революции. При этом экономия была в приоритете. На заготовках, оставшихся со времен Российской империи, под основанием изделия был нанесен вензель царя – его прятали под пятном зеленой или черной краски. Затем художники обрабатывали фарфоровые тарелки как холсты для своих новых советских образов. Часто в основе сюжета были праздничное событие, например, Первомай, годовщина Октябрьской революции 1917 г., съезд Советов.
Недавно Императорский фарфоровый завод переиздал коллекцию из 28 предметов, созданных самыми известными русскими художниками 20-х годов, вдохновленными авангардом.
Современные воплощения культовых элементов включают шахматный набор «Красное и белое», чайники и чашки Малевича, фигуры рабочих и моряков-революционеров из Санкт-Петербурга, тарелки, украшенные советской символикой (серп, молот, красные звезды). Самый крупный и дорогой предмет в новой коллекции фарфора – шахматы «Красное и белое», стоит 340 200 рублей. Первоначально его разработали две сестры, которые работали на фабрике: Наталья Данко лепила фигуры, а Елена Данко их расписывала. Король, королева и красные пешки – это фигуры рабочих, крестьян и солдат Красной Армии, а белые пешки – символы прикованных цепями рабов. Еще одна фигура, сделанная сестрами Данко, – это женщина-член ополчения с оружием. Статуэтка инкрустирована мелкими вкраплениями золота, стоит 52 940 рублей. Интересная модель – статуэтка под названием «Смычка». В основе композиции две мужские фигуры, которые стоят, обнявшись. Это рабочий и крестьянин, символизирующие объединение города и поселка. Цена изделия – 37 000 рублей.
Если у вас есть фарфоровые изделия, и вы хотите выяснить их реальную рыночную стоимость, обращайтесь к нам. У нас можно продать антикварный фарфор на выгодных условиях. Мы предлагаем профессиональную оценку изделия и выкуп в день оценки. Чтобы получить предварительную консультацию, достаточно сделать фотографию предмета искусства, и оставить заявку на сайте.